На помощь придёт Красный Крест
На помощь придёт Красный Крест
В последние десятилетия демографическая ситуация во всем мире характеризуется ускоренным старением населения. Эта тенденция характерна и для Российской Федерации. Основным фактором, вызвавшим повсеместно старение населения, явилось значительное увеличение продолжительности жизни, которое стало результатом невообразимых ранее достижений в области медицины.
Надо заметить, что увеличение продолжительности жизни не сопровождалось пропорциональным ростом длительности жизни с хорошим состоянием здоровья.
В результате этого практически во всех странах имеет место увеличение численности людей в пожилом возрасте, нуждающихся в различных видах социального обслуживания как в абсолютном выражении, так и в качестве удельного веса в общей численности населения.
Страны Европы, которые встретились с тенденцией старения населения раньше других, одновременно с этой тенденцией столкнулись также и с процессом увеличения «демографической нагрузки». Имеется в виду рост экономически неактивной части жителей (население в возрасте младше трудоспособного и пожилых людей в возрасте старше трудоспособного) в общей численности населения.
Совместное действие этих тенденций в развитых странах было воспринято как один из важнейших вызовов человеческой цивилизации. По сути получилось, что успехи на пути к реализации мечты человечества — жить как можно дольше — привели это человечество к возникновению существенных проблем социально-экономического и мировоззренческого характера.
В наиболее развитых странах общепризнано, что ситуация требует выработки адекватной политики реагирования на этот вызов на национальном и наднациональном уровнях в различных сегментах общественной жизни.
В основном это касается создания условий для достойного качества жизни представителей старшего поколения, и в первую очередь поиска путей экономического и трудового обеспечения различных видов социального обслуживания стареющего населения.
Российская Федерация, к сожалению, не может похвастаться достижениями в качестве жизни пожилого населения. В глобальном рейтинге качества жизни пожилых людей Global Age Watch 2015 мы занимаем 65-е место среди 96 стран. Особенно наглядным является отставание в таких компонентах качества жизни пожилых людей, как наличие благоприятной среды (82-е место) и состояние здоровья (86-е место).
Наличие благоприятной среды является функцией четырех факторов: качества социальных отношений, выражающегося в объеме поддержки, которую пожилой человек получает от друзей и родственников; физической безопасности; общественной свободы как отражения возможности распоряжаться собственной жизнью и, наконец, доступности общественного транспорта.
Состояние здоровья является интегральным показателем ожидаемой продолжительности жизни в возрасте 60 лет; ожидаемой продолжительности здоровой жизни в возрасте 60 лет и относительного психологического благополучия, которое выражается самооценкой ментального здоровья, являющейся дополнением ожидаемой продолжительности здоровой жизни, которая характеризует только физическое здоровье.
В глобальном рейтинге качества паллиативной помощи Quality of Death 2015 Российская Федерация занимает 48-е место из 80 стран, то есть в середине рейтинга, но по таким важнейшим его компонентам, как подготовленность персонала и собственно качество паллиативной помощи, наша страна находится в последней четверти рейтинга. Следует отметить, что в этом исследовании понятие паллиативной помощи трактуется в соответствии с определением ВОЗ как повышение качества жизни пациентов и их семей, которые сталкиваются с проблемами, сопутствующими опасным для жизни заболеваниям, будь то физические, психосоциальные или духовные. Поэтому выводы, следующие из анализа рейтинга, несомненно, применимы к оценке состояния обслуживания пожилых людей в конце жизни.
Плохое состояние здоровья, отсутствие благоприятной среды, неподготовленность человеческих ресурсов, используемых при оказании услуг, и низкое качество помощи вообще не может не сказаться отрицательно на качестве жизни представителей старшего поколения, особенно той их части, которая имеет проблемы с самостоятельным удовлетворением потребностей и нуждается в постоянной посторонней помощи в виде социального и медико-социального обслуживания.
Медико-социальная помощь людям с дефицитом самообслуживания может оказываться в стационарных учреждениях или дома. Как правило, в стационарных учреждениях обслуживаются люди с серьезными нарушениями способности к самообслуживанию.
Это обстоятельство во многом объясняет факт из области плохого обращения с пожилыми людьми, декларируемый Всемирной организацией здравоохранения, который состоит в том, что «показатели плохого обращения с пожилыми людьми, проживающими в домах-интернатах, выше аналогичных показателей среди пожилых людей, проживающих в сообществах». Российский Красный Крест, как, с одной стороны, составная часть Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, действующих на основе основополагающих гуманитарных принципов в интересах наиболее уязвимых людей, к которым, несомненно, относятся люди в преклонном возрасте, а с другой стороны, помощник государства в решении социальных проблем, решил внести свой вклад в уменьшение плохого обращения с пожилыми людьми, что является важным фактором смягчения проблем, связанных с ускоренным старением населения.
С этой целью было проведено изучение опыта решения проблемы плохого обращения с пожилыми людьми в различных странах (в первую очередь проживающими в институциональных условиях) и путей её смягчения посредством деятельности гражданского общества.
По результатам проведенной работы и в рамках реализации первого этапа «Стратегии действий в интересах пожилых людей до 2025 года» год назад были организованы общественные слушания «Социальная безопасность: достойное качество жизни граждан старшего поколения, соблюдение прав в гериатрических стационарах», которые прошли в форме «круглого стола» в Общественной палате Российской Федерации. В его работе приняли участие практически все заинтересованные стороны, представляющие органы исполнительной власти; профессиональное сообщество; общественные организации, оказывающие помощь пожилому населению; руководители федеральных, ряда региональных и негосударственных (частных и принадлежащих НКО) учреждений социального и медицинского обслуживания, представители международных организаций в сфере здравоохранения и гуманитарной деятельности.
Основным результатом общественных слушаний стало подписание подготовленной Российским Красным Крестом «Декларации прав пожилых людей в социальных и медико-социальных учреждениях социального обслуживания», к которой присоединились головные стационарные учреждения Минздрава, Минтруда, несколько региональных стационарных учреждений социального обслуживания, лучшие частные компании, предоставляющие пожилым людям услуги медицинского и социального характера с обеспечением проживания, а также стационарные социальные учреждения Российского Красного Креста.
В ходе обсуждения были обозначены основные факторы, которые препятствуют формированию объективных условий, препятствующих плохому обращению с пожилыми людьми в условиях организованного проживания, и устойчивому повышению качества их жизни. На отсутствие единых стандартов функционирования учреждений стационарного социального обслуживания обратила внимание присутствующих председатель Общественного совета Минтруда, заместитель председателя Совета при Правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере, член Общественной палаты Е. Тополева-Солдунова. Низкое качество оказываемой помощи вследствие отсутствия должной подготовки персонала и отсутствие качественных программ подготовки младшего и среднего персонала зафиксировала главный гериатр Минздрава, профессор О. Ткачёва. А председатель Комиссии по безопасности Общественной палаты А. Цветков предсказал лавинообразный рост нарушений прав пожилых людей при медико-социальном обслуживании в условиях организованного проживания в условиях, когда нет стандартов, нет обученного персонала и условий для его подготовки, а возрастающая потребность в стационарном социальном обслуживании всё в большей степени удовлетворяется частным сектором.
Следует заметить, что результаты обсуждения во многом совпали с выводами ВОЗ относительно причин того, что соблюдение достойного качества жизни пожилых людей в условиях институционального проживания более проблематично, чем тех из них, которые получают помощь на дому. Согласно анализу ВОЗ, «плохое обращение с большей вероятностью происходит там, где существуют низкие стандарты медицинской помощи, служб социального обеспечения и учреждений по уходу за пожилыми людьми, персонал не проходит надлежащую подготовку, не получает надлежащей зарплаты и перегружен работой, отсутствует надлежащая физическая среда, а политика проводится скорее в интересах учреждения, чем проживающих в нем людей».
Российский Красный Крест исходит из того, что само по себе присоединение учреждений социального обслуживания к «Декларации прав пожилых людей в социальных и медико-социальных учреждениях» имеет существенный потенциал с точки зрения повышения качества жизни подопечных, указывает на стремление учреждения к работе в соответствии с современными представлениями, а поэтому ставит учреждение в ряд возможных бенефициаров пусть небольших, но выгод, которые могут быть получены от сотрудничества с Российским Красным Крестом.
Повышение подготовленности обслуживающего персонала является обязательным требованием наличия условий достойного качества жизни пожилых людей при организованном проживании. Действительно, никакие передовые инженерно-строительные и материально-технические решения, дорогостоящий ремонт, самое современное оборудование само по себе не может нисколько улучшить положение, если они не соединяются с высокой квалификацией обслуживающего персонала.
Помимо этого, обучение персонала современным технологиям социального обслуживания и медико-социальной помощи, повышение уровня его подготовки является в наших условиях наименее затратным и наиболее эффективным направлением деятельности по значительному улучшению качества жизни пожилых в социальных и медико-социальных стационарах.
Исходя из этих предпосылок Российский Красный Крест разработал Программу обучения родственному уходу, волонтерскому содействию и профессиональной медико-социальной помощи «Уход за людьми с дефицитом самообслуживания», которая включает полноценные учебно-методические комплексы (учебно-тематические планы, учебные пособия, методические пособия для тренеров, материалы визуального сопровождения) по четырем учебным курсам от однодневного, предназначенного для лиц, осуществляющих родственный уход на дому, и волонтеров, до двухнедельного, который призван повысить квалификацию профессионалов медико-социальной помощи.
Данная программа была апробирована в ходе обучения волонтеров, оказывающих помощь нуждающимся пожилым людям; студентов медицинских колледжей, проходящих подготовку по специальности «младшая медицинская сестра»; профессионалов и руководителей среднего уровня государственных и частных учреждений, предоставляющих пожилым людям социальную и медико-социальную помощь в стационарных условиях. Всего в апробации участвовало около 200 человек из 20 субъектов Российской Федерации. Около половины участников обучения получили сертификаты Российского Красного Креста и могут получить также удостоверения государственного образца.
Программа Российского Красного Креста была представлена и получила высокую оценку на II Форуме социальных инноваций регионов, II Всероссийском конгрессе геронтологов и гериатров с международным участием, VI Социальном форуме России, Европейском совещании Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца по вопросам здравоохранения и активного долголетия. Программа имеет положительные отзывы от Российского научно-клинического геронтологического центра, Министерства социального развития Московской области, Благотворительного фонда «Старость в радость» и многих других заинтересованных организаций.
Российский Красный Крест готов в рамках кооперации с Союзом социальных педагогов и работников России путем использования различных форматов сотрудничества (проведение обучающих курсов, подготовка инструкторов по обучению, создание аккредитованных учебных центров и др.) передать имеющиеся у него ноу-хау и технологии обучения всем заинтересованным сторонам.
Рамаз Отарович АХМЕТЕЛИ, советник председателя Российского Красного Креста
«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» / №3 / 2017 / SSOPIR.RU